Менеджмент, Криптовалюты, Инвестиции, Маркетинг и все-все-все!

Без рубрики

Показатель качества продукции: какие бывают и в чем их особенности

Чтобы конкурировать на рынке и прочно удерживать его определенный сегмент, обеспечивая бизнесу высокий доход, необходимо довести до соответствующих параметров каждый показатель качества продукции. Что это такое, какие показатели качества товара существуют и как их оценить – рассмотрим в этой статье…

Показатель качества продукции: определение термина

К показателям качества продукции относятся ее свойства и характеристики, которые влияют на процесс эксплуатации, важны для потребителя и обеспечивают конкурентное преимущество на рынке аналогичных товаров.

Определение качества продукции происходит путем соотношения всех этих показателей. Важную роль в этом процессе играют и сами потребители, которые определяют, насколько товар удовлетворяет их потребности и ожидания, при покупке.

Чтобы товар имел высокие показатели качества, важно придерживаться технологических нормативов производства, использовать передовые техники и оборудование, привлекать квалифицированных работников, применять качественные материалы. Кроме того, нужно правильно организовать рабочий процесс, чтобы избегать переработок и связанных с ними производственных ошибок.

Классификация показателей качества продукции

У показателей качества товара достаточно широкая классификация. Чтобы не запутаться в этом вопросе, давайте разобьем ее на подвиды.

Показатели экономичности

Они отражают, насколько уровень затрат на покупку и эксплуатацию продукта соответствует полученной в результате пользе от его применения. Это:

  • стоимость товара;
  • стоимость сырья, топлива, энергии;
  • стоимость эксплуатации;
  • стоимость амортизации;
  • рентабельность всех затрат.

Например, при покупке автомобиля важно оценивать его показатели экономичности и заранее рассчитывать, во сколько в конечном счете обойдется его эксплуатация. Нужно учитывать цену на расходные материалы (бензин, масла, фильтры и т. п.), запчасти для планового и внепланового ремонта, дополнительные расходы (стоимость парковки, гаражного хранения).

Показатели надежности

Они отражают, насколько продукт является надежным в процессе эксплуатации. Это:

  • срок безотказной работы;
  • пригодность к ремонту в случае поломок;
  • вероятность восстановления рабочего состояния после ремонта и сроки восстановительных работ;
  • сохранность (срок хранения);
  • долговечность (срок службы).

Показатели технологичности

Они отражают приспособленность продукта к оптимальным затратам на его производство, эксплуатацию и восстановление в случае необходимости до заданных показателей качества. Это:

  • материалоемкость;
  • энергоемкость изготовления и использования;
  • трудоемкость производства;
  • продолжительность техобслуживания и ремонтных работ.

Показатели стандартизации

Отражают соответствие продукции установленным стандартам качества и технологическим требованиям. Это:

  • соответствие ГОСТам;
  • наличие оригинальных составных частей и запчастей;
  • применяемость и повторяемость.

Показатели эргономичности

Отражают, насколько товар пригоден для потребления. К таковым относят:

  • гигиенические характеристики;
  • физиологические и антропометрические свойства;
  • психологические факторы эксплуатации.

Показатели экологичности

Отражают, насколько продукция является безопасной для потребителей и окружающей среды. Это:

  • содержание в продукте вредных веществ и примесей (и их концентрация);
  • содержание в упаковке продукта вредных веществ и примесей (и их концентрация);
  • выделение в окружающую среду небезопасных веществ и примесей в процессе эксплуатации товара (и их концентрация).

Показатели эстетичности

Отражают, насколько эстетично продукт выглядит, соответствует ли его дизайн модным тенденциям. К таковым относятся:

  • рациональность формы и размера;
  • дизайн деталей и корпуса;
  • целостность образа.

Показатели безопасности

Отражают, насколько товар безопасен для потребителей в процессе эксплуатации. К таковым относятся:

  • правила эксплуатации товара;
  • необходимые меры предосторожности при использовании;
  • требования к средствам защиты при аварийных ситуациях.

Показатели эффективности

Отражают, насколько хорошо товар выполняет свои функции и задачи в рамках предназначения. Это:

  • функциональная полезность товара;
  • удобство эксплуатации.

Показатели патентно-правового характера

Отражают, насколько продукция соответствует полученному на нее патенту и есть ли он вообще, не нарушает ли производство товара авторских прав.

Технические показатели

Отражают разнообразные технические характеристики продукции. К ним относятся:

  • конструктивные свойства: габариты, техустройство предметов;
  • состав и структура товара: наличие и количественное содержание разных добавок и ингредиентов;
  • использование определенного сырья и комплектующих.

Определяющие показатели

Они отражают количество характеризуемых свойств товара для оценки его качества. К ним относятся:

  • единичные показатели (оценка качества товаров проводится по одному из его свойств);
  • обобщающие показатели (средняя величина качества, учитывающая оценку основных свойств продукта и степень их весомости);
  • комплексные показатели (оценка качества, исходя из анализа совокупности всех его свойств и характеристик);
  • интегральные показатели (соотношение пользы при эксплуатации товара и затрат на его покупку и дальнейшее использование).
Классификация показателей качества продукции

Классификация показателей качества продукции

Как проводится оценка качества продукции

Проверять основные показатели качества продукции нужно на всех этапах производства, начиная от момента разработки товара, заканчивая его итоговыми испытаниями и выводом на рынок. На допроизводственном этапе бизнес только прогнозирует, какими могут быть характеристики и свойства товара. После этого разрабатывается производственный план, и прогнозы перерастают в проект. Далее создается модель продукта, она проходит технологические тесты и после их окончания дорабатывается и отдается в массовое производство. В процессе изготовления продукта заложенные характеристики и свойства также регулярно тестируются и проверяются.

Когда продукт готов, его тестируют на контрольной группе потребителей (дегустации, тестовое использование), затем анализируют полученные результаты оценивания товара, устраняя недоработки и ошибки. После этого его выпускают в продажу и уже потом проводят оценивание итоговых характеристик и свойств на основании социологических опросов и анкетирования потребителей, а также других исследований.

Методы оценки качества товаров

В процессе оценивания качества продукции применяются следующие методы:

  • измерительный – предполагает использование различной техники для анализа свойств продукта;
  • регистрационный – предполагает исследование характеристик товара в течение определенного времени (подсчитывается количество бракованных изделий, отказов потребителей от товара из-за недостаточного качества, гарантийных ремонтов);
  • расчетный – предполагает расчет разных показателей качества продукции по специальным формулам;
  • органолептический – предполагает оценку качества товара на основании дегустационных тестов;
  • социологический – предполагает проведение опросов и анкетирования среди потребителей;
  • статистический – предполагает применение теории вероятности для проверки основных показателей качества;
  • экспертный – предполагает оценивание продукта сразу несколькими экспертами в конкретной сфере его применения.

При оценке качества продукции ей присваиваются соответствующие классы, сорта, категории, разряды. Они вносятся в технические характеристики товара, размещаются на его упаковке или этикетке.

Высокие показатели качества продукта – одно из условий хороших продаж и в целом конкурентоспособности бизнеса. Поэтому производителям надо заботиться о том, чтобы покупатели всегда были удовлетворены характеристиками и свойствами приобретаемых товаров.

Добавить комментарий