Менеджмент, Криптовалюты, Инвестиции, Маркетинг и все-все-все!

Менеджмент

Цена определенности

Сегодняшняя тема очень важна для всех инвесторов. Любой инвестор имеет дело с неопределенностью и за счет правильного предсказания будущего зарабатывает на инвестициях, тогда когда большинство боится инвестировать или имеет противоположное мнение. Именно неопределенность и дает нам шанс заработать на рынке. Какова же цена определенности?

Неопределенность в инвестициях

Мы учимся из прошлого и зарабатываем за счет предвидения будущего. Большинство времени возможности для инвестиций существуют только благодаря тому, что ситуация еще до конца непонятна. Чтобы воспользоваться возможностью вам нужно принять решение до того как все факты будут известны и ситуация станет понятной всем — определенной.

Таким образом, успех в инвестициях определяется двумя вещами:

  • Тем, насколько хорошо вы можете ориентироваться при несовершенной информации;
  • Способностью понять когда вы ошиблись быстрее других.

Джефф Безос характеризует принятие решений при неопределенности следующим образом:

“Большинство решений должны быть сделаны когда вы имеете примерно 70% информации, которую хотели бы знать. Если вы будете ждать до момента, когда получите 90%, в большинстве случаев, вы, скорее всего, будете слишком медленными. Плюс, в любом случае, вы должны быть хороши в быстром распознании и исправлении неправильных решений. Если вы хороши в этом, то допускать ошибки будет намного дешевле, чем вы думаете, тогда как медлительность будет наверняка дорогой.»

Цена определенности высока так как необходимость определенности делает вас слишком медленным. Мы хотим знать все. Если бы я знал еще немного больше…

Но знать больше в большинстве случаев увеличивает лишь уверенность, но не точность.

В книге Tribe of Mentors Адам Робинсон, представляет следующий замечательный пример разницы между уверенностью и точностью:

«В 1974 году, Пол Слович — психолог мирового уровня решил изучить эффект наличия информации при принятии решений. Это исследование должно преподаваться в каждой бизнес школе страны. Слович собрал 8 профессиональных гандикапперов, специализирующихся на ставках на скачки, и сообщил «Я хочу видеть насколько успешны вы в предсказании победителей забегов». Все эти гандикапперы были опытными профессионалами, которые зарабатывали на жизнь исключительно благодаря своим игровым навыкам.

Слович сказал им, что тест будет состоять из прогнозирования результатов 40 скачек в четырех последовательных раундах. В первом раунде каждому игроку будет предоставлено пять сведений о каждой лошади, которые он хочет получить, при этом набор сведений будет варьироваться от игроку к игроку. Один из игроков мог выбрать в качестве одного из пяти параметров опыт работы жокея, в то время как другому игроку не нужна была эта информация, но ему нужна максимальная скорость, достигнутая данной лошадью в прошлом году, или что-то еще.

Наконец, в дополнение к просьбе предсказать победителя он спросил каждого из гандикапперов оценить насколько они уверены в своем прогнозе. Так как среднее число лошадей в забеге было равно 10, то исходя из шансов можно было ожидать, что случайное предсказание гандикаппера будет верным в 10 процентах случаев и их уверенность будет равна 10 процентам.

Таким образом, в первом раунде, имея всего пять фрагментов информации, гандикапперы угадали победителя в 17 процентах случаев, что довольно неплохо, на 70 процентов лучше, чем 10-процентный шанс, с которым они начали, когда им давали ноль фрагментов информации. И что интересно, их уверенность составила 19 процентов — почти точно так же, как и следовало ожидать. Они были на 17 процентов точны и 19 процентов уверены в своих прогнозах.

Во втором раунде им дали десять единиц информации. В третьем раунде 20 единиц информации. И в четвертом и последнем туре 40 единиц информации. Это намного больше, чем пять параметров, с которых они начинали. Удивительно, но их точность осталась на уровне 17 процентов; они не были более точными с дополнительными 35 параметрами. К сожалению, их доверие почти удвоилось — до 34 процентов! Таким образом, дополнительная информация сделала их не более точными, но намного более уверенными. Что привело бы их к увеличению размера своих ставок и в результате к потере денег.»

Как мы можем применить это к инвестициям? Насколько вы сосредоточены на том что действительно важно? Что есть сигнал? А что есть шум? Также как и опытные игроки, чем больше опыта вы приобретете, тем лучше будете знать что для вас действительно важно и ориентироваться в ситуациях быстрее.

Я думаю, что если бы Безос продолжил свою цитату, то он бы сказал — Сконцентрируйтесь на 70% информации которые действительно важны для вас, даже если 30% информации, которых у вас нет не дает вам принять решение. Вы должны жить, понимая, что вы можете быть не правы. Вы не должны позволить страху перед отсутствием 30% информации лишить вас смелости двигаться вперед, если вы считаете, что шансы на вашей стороне.

Уместна прекрасная цитата Билли Бина о том почему Ленни Декстра был лучшим игроком в бейсбол, чем он сам, “Он мог мгновенно забыть о любой неудаче и черпать силы в каждом успехе. У него не было понятия неудача. А я был наоборот.”

Ваша цель должна заключаться в том, чтобы принимать как можно меньше решений о покупке, но принятие небольшого количества решений не означает принятия медленных решений. Иногда, возможность может существовать только короткое время, пока другие не обнаружат ее и не подтолкнут цену к уровням, где она больше не является привлекательной. Скорость важна.

Как вы можете быть одновременно быстрым и точным? Инвестор в компании с низкой капитализацией Иэн Кассель предлагает использовать эти 4 фильтра для любой новой компании для оценки:

1) Организация с признаками «умного фанатизма» (понятие введенное Иэнэм Касселем и обсуждаемое в его книге);

2) Бизнес способный расти в рецессию;

3) Баланс компании способен пережить трудные времена;

4) Цена на акции по консервативным оценкам может удвоиться в течение 3-х лет.

Иэн отмечает. что использование этих фильтров может обрезать определенные возможности, но зато оставляет то, что он считает важным. В большинстве случаев такой подход помогает изучить интересную инвестицию за несколько часов. За долгие годы Иэн заметил, что быть быстрым работает лучше, чем быть медленным. Если принятие решения о покупке является долгим, то, скорее всего, это будет не лучшая покупка. Отличные инвестиционные возможности обычно очевидны, как минимум для вас.

Чем больше запас прочности, тем быстрее вы можете принять решение. Как говорит Уоррен Баффет “Цена — это мой due diligence”. Цена всегда имеет значение, и когда вы принимаете решение быстро цена имеет еще большее значение.

В дополнение, Иэн советует следующую тактику:

Покупка небольшой доли и затем ее увеличение, когда вы получаете дополнительную уверенность — это отличный способ балансировать между тем чтобы быть быстрым и точным или быть быстрым и ошибаться. Вы не будете все время правы, но постарайтесь ошибаться настолько быстро, насколько сможете, и двигайтесь дальше.

Будьте готовы принимать решения. Это самое важное качество хорошего лидера. Не становитесь жертвой того, что я называю синдромом «готов-цель-цель-цель-цель». Вы должны быть готовы к стрельбе. — T. Boone Pickens

А каков ваш опыт в принятии/непринятии решений при неопределенности?

Добавить комментарий